Практическая вибродиагностика - стр. 191
Вследствие этого диагностические признаки дефектов цепей в различных типах машин могут существенно различаться.
В электрических машинах присутствуют два основных вида сил возбуждения электромагнитного происхождения:
• радиальные силы, возникающие при временных и пространственных изменениях магнитного поля в воздушном зазоре между ротором и статором;
• тангенциальные силы, возникающие при взаимодействии магнитного поля с линейной токовой нагрузкой машины.
Характер этих сил определяется изменением МДС обмоток и магнитной проводимостью воздушного зазора машин, т.е. индукцией магнитного поля и линейной токовой нагрузкой в обмотках машины. При этом электромагнитные силы могут вызывать значительные деформации магнитопровода, возбуждая пространственные колебания статора и изгиб кольца статора, а также изгиб ротора. Источники электромагнитных сил распределены в пространстве и не имеют конкретной точки приложения.
При проектировании электрических машин распределение электрических и магнитных сил и потоков по цепям стремятся создать пространственно симметричным. Их вклад в общую вибрацию машин в исправном состоянии в большинстве случаев невелик.
Основное влияние на характер вибрации оказывают уровни технологии изготовления электрической машины, сборки (ремонта) и особенности
• Дефекты подшипников качения • 9 — 13 •
точки контакта колец с телами качения, часто возникает преобладающая составляющая с частотой 2fr (рис. 9 — 05, позиция 1).

Рис. 9—06. Спектры огибающей высокочастотной вибрации подшипника качения асинхронного ЭД по мере выработки ресурса.
Вследствие нарушений условий транспортировки агрегата или его узлов в сборе может образовываться "наклеп" подшипника, который в начале эксплуатации агрегата сопровождается появлением ударных импульсов с частотой f0 (рис. 9 — 05, позиция 3), причем наличие ударных импульсов вызывает появление в спектре огибающей интенсивных высших гармоник kf0 (рис. 9 — 05, позиция 3).
• Дефекты подшипников качения • 9 — 11 •